Анненков, Ю. Марк Шагал. Черновая рукопись статьи. [Париж, 1966]. 3 л. 27×21 см.

Основная задача статьи — сенсационно «исправить» биографию Шагала, изменив имя его первого учителя с великого Л. Бакста на никому неизвестного С.М. Зейденберга (1862-1942). Следует отметить, что и сегодня Зейденберг не упоминается ни в одной биографии Шагала.

«Говоря о Марке Шагале, я прежде всего считаю необходимым исправить постоянную биографическую ошибку, связанную с развитием искусства этого художника. Шагал, родившийся в России в Витебске, в 1887 году, отнюдь не начал учиться живописи у знаменитого художника и театрального декоратора Льва Бакста, как об этом пишется во всех биографиях Шагала и в иных трудах по истории искусства, до международных энциклопедий включительно. В действительности, в семнадцатилетнем возрасте, Шагал получил свои первые уроки в частной мастерской неизвестного витебского художника Пена и, через несколько месяцев, переехав в Петербург, поступил там, в 1908 году, в художественную школу Савелия Моисеевича Зейденберга, столь-же мало известного, как и его витебский предшественник, и может быть именно поэтому Шагал раз и навсегда забыл имя Зейденберга, никогда и нигде не упоминал о нем. Но что это было так, я утверждаю, как личный свидетель, так как в том же году я тоже учился живописи в школе Сввелия Зейденберга, где произошло мое знакомство с Марком Шагалом, которое продолжается и по сей день.

Пробыв целый год у Зейденберга, мы оба покинули его мастерскую, и лишь тогда Шагал перешёл на короткий срок, в школу Льва Бакста. Но первые, типично шагаловские композиции были сделаны им в зейденберговский период: наивно-мистическая фантазия витебского фольклора, корова на крыше избы, скрипач с перевёрнутой головой, букет цветов в облаках... Лев Бакст ничего не изменил в творчестве Марка Шагала и вся честь его художественной формации принадлежит Савелию Зейденбергу».

Материалы безусловно музейного уровня.

Эстимейт: 85 000 – 90 000 руб.