Ахматова, А. Поэма без героя. Триптих. 1940-1965. Машинописная копия, подготовленная и оформленная автором и подаренная Михаилу Зенкевичу. Ленинград-Ташкент-Москва-Ленинград, 1962. 38 л. 30×21 см. В обложке. Листы прошиты. На внутренней стороне обложки под снимком с портрета Ахматовой ее подпись: «Анна Ахматова», рядом — автограф Зенкевича: «30/V 1962 МЗ». В тексте присутствуют правки и примечания как самой Анны Андреевны, так и Зенкевича. Имеются разночтения с публикуемой ныне редакцией. На девятый лист и вовсе был наклеен фрагмент перепечатанного текста с примечанием напротив: «См. исправленный А.А. текст на др. стр. МЗ».

Общение Ахматовой и Зенкевича началось в 1911 г. Зенкевич вспоминал, что, когда он в те дни впервые повстречался с Ахматовой, его поразила независимость ее суждений. Вскоре вышли дебютные книги обоих поэтов, которые одновременно забирал из типографии Михаил Александрович.

В. Ардов писал в воспоминаниях об Ахматовой: «Она, например, любила Михаила Зенкевича — соратника по акмеизму. Про него говорила:

— Он мне дорог и потому, что это последний человек на земле, который о Николае Степановиче Гумилеве говорит „Коля“...».

О создании «Поэмы без героя» Ахматова писала: «Она пришла ко мне в ночь с 26-го на 27-ое декабря 1940... Я не звала ее. Я даже не ждала ее в тот холодный темный день моей последней ленинградской зимы... В ту ночь я написала два куска 1-ой части и посвящение. Через несколько дней я, почти не отрываясь, написала „Решку“, а в Ташкенте — „Эпилог“, ставший третьей частью поэмы».

Уже в 1943 году, в Ташкенте, Ахматова, считая поэму законченной, написала к ней предисловие и стала давать для чтения своим друзьям. Списки «Поэмы без героя» быстро разлетелись по стране. В середине 1940-х, впервые фрагменты поэмы появились в печати (отрывок из «Эпилога» в журнале «Ленинград» (№ 10/11 за 1944 год) и фрагменты из первой части в «Ленинградском альманахе» (1945 год). После «идеологической казни» Ахматовой в 1946 году поэма обросла новыми посвящениями, вставками и ремарками. Анна Андреевна продолжала работать над произведением до конца жизни, однако, сама же называла 1962 год годом окончания работы над поэмой. Тогда же она отдала полный ее текст в «Новый мир».

В течение этих лет поэтесса не только дарила друзьям новые списки, называя так авторизованные машинописные копии, но вносила изменения и поправки в экземпляры, ранее переданные близким друзьям.

В СССР при жизни Ахматовой целиком опубликовать «Поэму без героя» не удалось. Впервые полный текст был напечатан в нью-йоркском альманахе «Воздушные пути» в 1963 году, хотя фрагменты из нее печатались во всех авторских сборниках поэтессы, начиная с 1958 года. Наконец, в 1970-х годах поэма была опубликована целиком, но по-прежнему не могли пройти цензуру некоторые строфы.

Обладает коллекционной ценностью музейного уровня.

Эстимейт: 95 000 – 100 000 руб.
Цена: 100 000 руб.